Доклад на районном семинаре преподавателей НВП.
Доклад на районном семинаре преподавателей НВП.
Подготовил:
Преподаватель-организатор НВП
Черкасской средней школы
Аккайынского райна СКО
Макин Бауржан Калиевич
Возможности использования ИКТ в процессе преподавания НВП.
Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют совершенно новых подходов к развитию образовательной среды. Век всеобщей информатизации требует от учителя начальной военной подготовки наравне с другими учителями-предметниками владения основами информационных компьютерных технологий. Это не значит, что мы должны быть высококвалифицированными специалистами в области информатизации, но мы просто обязаны использовать современные технологии на своих уроках.
Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать учащегося как центральную фигуру образовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. В настоящее время у многих детей дома есть компьютер с выходом в Интернет. Теперь преподаватель может не только оказывать помощь учащемуся в школе, но и передавать по электронной почте (e-mail) своим учащимся и их родителям всю интересующую их информацию. При этом преподаватель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею. Его основная роль в условиях интерактивного процесса состоит теперь в постановке целей обучения и организации условий, которые необходимы для успешного решения образовательных задач.
Использование информационно-компьютерных технологий открывает для преподавателя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает учащимся возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса учащихся к предмету. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице – “Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”. Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества.
К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся: электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора, интерактивные доски, электронные энциклопедии и справочники, тренажеры и программы тестирования, образовательные ресурсы Интернета, DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями, видео и аудиотехника.
Умение учащихся работать с информацией на современном уровне, используя при этом традиционные источники, электронные носители информации Интернет, позволяет учителю организовать учебный процесс и внеклассную работу таким образом, чтобы у учащихся развить познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности.
Использование электронных учебников и пособий очень помогает в решении задач по организации практической и самостоятельной деятельности учащихся на уроках начальной военной подготовки. Применение компьютерных технологий дает возможность развитию мышления, внимания, повышению мотивации и эффективности обучения.
Аудиовизуальные средства обучения обладают большой информативностью, позволяют проникнуть в глубину изучаемых явлений, обеспечивают большую наглядность обучения, содействуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, усиливают эмоциональность восприятия материала.
При условии воспроизведения обучающимися учебного материала и осуществления интерактивной связи, уровень запоминания информации увеличивается в 3-5 раз по сравнению с традиционными способами передачи информации (чтение, наблюдение).
На уроках начальной военной подготовки я использую такие элементы ИКТ как: компьютерные технологии, электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора, презентации, аудио и видео сюжеты, образовательные ресурсы интернета.
При проведении уроков с использованием ИКТ я применяю различные формы и методы организации учебных занятий. Такие как:
- Лекции
- Презентации
- Практические занятия;
- Дискуссии;
- Творческие задания;
- Проекты;
- Деловые игры;
- Компьютерные практикумы.
Интерактивные технологии помогают учителю создать более интересную атмосферу для лучшего освоения информации. Интерактивные доски не только меняют традиционный способ предоставления информации, также они помогают при групповой работе в классе. Использование интерактивных досок повышает интерес, внимательность и восприятие.
Когда ученики проходили тему «Автомат и пулемет Калашникова» являющийся частью главы «Огневая подготовка», я показал слайд с изображением автомата и попросил их предположения о теме сегодняшнего урока. Ученики проявили интерес, подготовили множество ответов и раскрыли тему урока, используя картинку.
Применение аудио и видео материала на уроках НВП дают большую пользу при изучении нового материала по различным темам и разделам программы. Для этого я использую комплект видео материала на DVD дисках и кассетах по разделам программы НВП. Видеоматериал я использую практически на всех теоретических занятиях. Учащиеся с интересом смотрят учебные фильмы, в которых в доступной форме показывается и рассказывается новый материал.
Также на уроках я использую видео материал скачанный с интернета. Например, при изучении темы «Обязанности часового», я показал видеофильм «Караульная служба», воспользовавшись интернет ресурсом.
Для более качественного обучения начальной военной подготовке в общеобразовательных школах большое значение имеет электронный учебник НВП. Учебник работает на любой ОС компьютера и очень прост в управлении.
Электронный учебник я использую при изучении нового материала, закрепления знаний учащихся, проверки домашнего задания, тестирования учащихся.
Использование электронных учебников дает ученику возможность дополнить свои знания и заниматься творческой работой. Ученики выполняют: задания по пройденному параграфу и тест по главе. Также они могут выполнять анимационные задачи, направленные на изучение практической части.
При знакомстве с новой темой, я даю возможность учащимся использовать мобильные телефоны для получения дополнительной информации. Это помогает улучшить навыки самообучения. Сотовые телефоны учащиеся также используют при подготовке домашнего задания и при выполнении индивидуальных и практических заданий.
Также, при проведении уроков НВП и мероприятий во внеурочное время я использую презентации по различным темам и разделам программы НВП.
Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи Power Point зрелищны и эффективны в работе над информацией.
По отдельным темам в качестве индивидуальных заданий учащиеся сами создают электронные презентации, используя интернет ресурсы. Так учащимися были сделаны презентации по таким темам как «Вооруженные Силы Республики Казахстан», «Автомат Калашникова», «Средства поражения в бою» и другие. Такая работа дает возможность учащимся не только закрепить знания, полученные на уроке, но и получить дополнительную информацию по данной теме, расширить кругозор их знаний.
При помощи ИКТ сегодня стало возможным проведение контроля знаний обучающихся. Использование нестандартных форм контроля знаний – один из способов формирования положительной мотивации к процессу учения и повышения качества обучения. Применение программы Main Test позволяет провести контроль знаний обучающихся в необычной форме с применением теста, который можно создать самому учителю. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности. Тесты – это задания, состоящие из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае одного верного.
С их помощью можно:
- проверить большой объем изученного материала малыми порциями;
- быстро диагностировать овладение учебным материалом большим массивом учащихся.
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность обучающихся, дает возможность быстрой обратной связи преподавателя с обучаемым. Немаловажным преимуществом является немедленное после выполнения теста получение оценки каждым учеником, что, с одной стороны, исключает сомнения в объективности результатов у самих обучающихся, а, с другой стороны, существенно экономит время преподавателя на проверке контрольных работ.
Одним из достоинств применения ИКТ в обучении является повышение качества образования за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование ИКТ на уроках существенно повышает его эффективность, ускоряет процесс подготовки к уроку, позволяет учителю в полной мере проявить свое творчество, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза.
Польза применения информационно-коммуникационных технологий при преподавании начальной военной подготовки:
- обучения навыкам работы с электронными учебниками;
- использования информационных ресурсов для повышения качества знания;
- повышение активности учащегося;
- повышение интереса к учебе;
- использование интернета для академических нужд;
- возможность обучаться дистанционно;
- положительное влияние к саморазвитию;
- учащийся самостоятельно может сделать исследовательскую работу;
- рациональное использование классного времени.
Итак, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что рациональное и органичное использование информационно - коммуникационных технологий на уроках начальной военной подготовки будет способствовать развитию индивидуальных способностей учащегося, построению его индивидуальной образовательной траектории, формированию познавательных способностей, стремления к самосовершенствованию. Применение ИКТ будет способствовать положительному отношению учащихся к урокам НВП, к преподавателю, росту самостоятельности и самостоятельному добыванию знаний, повышению мотивации к обучению. Применение ИКТ это не однодневное новшество, не дань моде, а последовательный образовательный процесс. ИКТ – это одно из важнейших условий реализации целей и задач процесса обучения, создания современного урока.
Посмотреть новость на сайте учреждения
Вернуться к списку новостей
Комментарии